1701–1800
1701. Слово Божие говорит:
1702. Все благое для меня и во мне — Господь; сам я — нравственное ничто, паче же зло, как и Господь мой говорит:
1703. Несомненная вера, несомненная надежда, несомненная любовь. Вкорени эти слова в сердце и покажи в жизни.
1704. Будь в этом мире одно, по взаимной любви и служению, со всеми, и с тобою будут одно — все Ангелы и святые человеки, и Сам Бог, и здесь, и тем более там — в будущем веке,
1705. Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух.
1706. Если
1707. Пост Моисея — за невоздержание Израильтян. Страдания святых — за нашу изнеженность; их посты и лишения — за наше невоздержание и роскошь; их молитвы горячие — за нас, ленивых к молитве. Пост Господа нашего Иисуса Христа — за наше невоздержание. Простертие Его рук на кресте — за наше простертие рук к запрещенному древу и ко всему запрещенному заповедями Божиими. Вменяемость наших молитв за других — в оправдание тех, за кого молимся; вменяемость наших подвигов и добродетелей за других, напр., молитвы и милостыни за умерших и за живых. Так молитвы со слезами матери Августиновой о сыне своем спасли Августина.
1708. При исповеди не жалей себя, не торопись, не горячись, не озлобляйся на приходящих детей. Говори себе: это мое удовольствие — подробно исповедывать моих духовных детей, овец Господа моего. Этим я приношу приятнейшую жертву Господу моему, положившему за нас душу Свою, и приношу великую пользу самим духовным чадам, да и себе, потому что добровольно исполняю свое важное дело и имею спокойную совесть.
1709. Для чего Всемогущий сотворил мир не вдруг, а в шесть дней? Для того, чтобы научить самым делом человека делать дела свои постепенно, не торопясь, с размышлением. Молишься ли, молись не торопясь; читаешь ли, напр., Евангелие или вообще священные книги, или светские, читай не спеша, с размышлением и истинным взглядом на вещи; урок ли учишь, не спеши скорее покончить с ним, а вникни хорошенько, обсуди; другое ли какое дело будешь делать — делай не торопливо, с рассуждением, спокойно. И мир сотворен не мгновенно, а в шесть дней. Господь во всем показывает нам пример, да последуем стопам Его.
1710. Характер людей XIX века, второй половины — самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие).
1711. Я обещал вам ангельское житие, лоно Авраамово, просветление наподобие солнца, и вы пренебрегли Моими обещаниями, словами уст Моих, в которых во веки не было лжи.
1712. Почему
1713. Терпи с благопокорностью воле Божией всякую скорбь, всякую болезнь и немощь, всякий труд, всякую обиду и неприятность, говоря:
1714. Здоровье и чрево — это те идолы, особенно у людей нынешнего века, от них же и я многогрешный, — для которых мы живем и которым постоянно служим, до пренебрежения делами своего христианского звания, напр., чтения Слова Божия, которое слаще меда и сота, молитвы, этой пресладкой беседы с Богом, и составления проповедей Слова Божия. Много гулять для здоровья и для возбуждения лучшего аппетита, есть с аппетитом — вот предметы желаний и стремлений многих из нас. А из-за наших частых прогулок, из-за нашего пристрастия к пище и питью — смотришь: и то упущено невозвратно, и это не сделано, и то на ум нейдет; — потому что до серьезного ли дела после вкусного обеда или ужина? И занялся бы делом, да чрево, наполненное пищею и питьем, тянет от него в сторону, к покою нудит; дремлешь за делом. Что же это за дело? Остается только, если после обеда, — лечь отдохнуть, если после ужина, помолившись кое-как (сытый и молиться не может как должно), — лечь в постель и спать, — жалкое последствие отягощения чрева — до будущего утра. А утром, смотришь, опять готова жертва твоему чреву — вкусный чай. Встал, помолился, конечно не от всего сердца, — от всего сердца мы умеем только есть да пить, гулять, романы читать, в театрах сидеть, на вечеринках плясать, в любимых нарядах щеголять, — итак помолился по привычке, небрежно, соблюл форму молитвы, одну форму, без сущности, без живой веры, без силы, без горячности в прошении, славословии и благодарении Господа Бога за Его несчетные милости, да и давай скорее за пищу и питье. Наелись, напились, ну теперь едва-едва пошевеливаясь можно пойти и на дело, если только и дело-то не есть скорей безделье, напр., торговать какою-нибудь житейскою суетою, с избытком божбы, лжи и обмана. Вот подобным образом у многих, многих проходит жизнь настоящая, исчезают в суете дни наши [ср. Пс. 77, 33], а о главнейшем деле на земле — о спасении души своей — мало заботимся. Жизнь наша проходит главным образом в поклонении двум хрупким идолам — здравию и чреву, а потом — одежде; у некоторых, впрочем, больше одежде, потому что многие из-за платья, из-за поклонения моде жертвуют здоровьем и пищею и впадают в другую крайность; далее — деньгам, этому великому богу, этому юпитеру века сего; для этого идола многие жертвуют и здоровьем своим, для него иногда ночи проводят в бессоннице, для него ложно клянутся, нарушают правила дружества, хладеют к своим родным, лишь бы собрать какими бы то ни было средствами больше денег. Есть сребролюбцы, которые, если бы было можно, все бы обратили в деньги и жили ими, подобно Иуде Искариотскому, который хотел обратить в деньги и то драгоценное миро, которым благочестивая, возлюбившая всей душой Господа своего женщина помазала ноги Его и потом отерла волосами головы своей. Христианин! не о здравии и чреве, не о нарядах и деньгах нужно тебе пещись, но о любви к Богу и ближнему, ибо это две главные заповеди Божии.
1715.
1716. Следи за каждым движением сердца; смотри, угодно ли оно Троице и не есть ли оно, напротив, движение твоего ветхого страстного человека.
1717. Дела рук Господних — мир видимый и невидимый — свидетельствуют о бытии Господа, о Его премудрости, благости, всемогуществе. Поэтому и поется часто в церкви:
1718. Веруй и твердо всегда помни, что где ты ни являешься с крестом Господним — на молебнах или при других случаях, — он всегда освящает воздух и всех прикасающихся к нему. Веруй также, что при всех молитвах, молебнах, особенно при Богослужении церковном, паче же при литургии, Господь пребыстро изливает благословения Свои, по молитве твоей или других священников, на всех искренно молящихся и милует их Своею Божиею, царскою милостью.
1719. Священники, молящиеся на земле о людях, — знамение и показание небесной Церкви, молящейся о нас на небе, и Самого Ходатая Христа Бога. Святые добрее, чем мы думаем, и скорее, чем мы думаем, приходят на помощь к нам по нашей молитве.
1720. Неохотно, с малодушием, ропотом и хулою на Господа мы терпим лютые скорби своего сердца, не видя пользы, которая должна происходить от благодушного, благопокорного перенесения их. Мы не хотим видеть, что сердце наше одебелело и заразилось разными страстями, что оно и гордо, и прелюбодейно, и злобно, и лукаво, и пристрастно к земному, и что его не иначе можно очистить, и смирить, и сделать благим и благопокорным Богу, как посредством лютых, огневых скорбей, как посредством великой тесноты.
1721. Утверди, Боже, укрепи, Боже, помоги, Боже! —
1722. Ты печешься о человеческом мнении, о человеческой славе: — примись деятельно за исцеление этого душевного недуга. Помышляй и ревнуй единственно о славе Божией. Вменяй в ничто человеческое бесчестие. Когда нужно почтить бедного, или необразованного и грубого отца, или такую же мать, или сродника, или друга, или знакомого пред знатными и образованными века сего, или стать за какую-либо истину в кругу глумящихся над истиною: имей тогда в виду единого Бога и заповеди Его да родителей, родственника, друга или знакомого и истину Божию и стой за почтение к ним твердо, без малодушия и стыда, не стыдясь нимало всех предстоящих и соседящих или совопросников.
1723. О уповании на Промысл Божий.
1724. Душа человеческая в своем теле живет, как в малом мире. Как некогда за разлившиеся беззакония по земле Господь из среды самого мира извел наказание на людей и вода, находившаяся в своих местах, выступила из них и потопила всю землю, так и в наказание каждого человека за грехи его Он изводит наказание из него самого, повелевая устремляться из своих мест потокам крови или воды (водянка, кровотечения) и потоплять малый мир тела человеческого. Во всякую минуту нам готово наказание от Владыки, и наше собственное тело, как и душа, скрывают в самих себе множество казней нарушителям заповедей Бога — Всетворца и Судии. — Так Бог наказывает нас за грехи наши чрез нас самих: к наказаниям такого рода относятся скорби и болезни.
1725. Когда молишься Господу, взирай сердечными очами внутрь себя, на душу свою: Господь там, в мыслях твоих и в движениях сердца твоего правых, как и вне тебя и на всяком месте.
1726. Пустые речи, или, как говорят, переливанье из пустого в порожнее с гостями, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу; гости — язва для благочестивого сердца. Я разумею именно таких гостей, которые могут только переливать или пересыпать из пустого в порожнее. Но иное дело — гости солидные, религиозные.
1727. Пресыщение уносит из сердца веру и страх Божий: пресытившийся не чувствует сердцем присутствие Божие; далека от него сердечная, теплая молитва.
1728. Вы выстроили себе дом или обновили себе квартиру — в видах удобнее и пространнее, чище, светлее и веселее пожить; вы сделались богаты или хоть только зажиточны, вся обстановка вашего быта прекрасна, радует вашу душу. Только бы, кажется, вам в мире жить да поживать, но нет: лишь только вы стали наслаждаться плодами земных попечений своих, — в вашей душе открывается невиданный дотоле источник скорби, которая могущественно поражает вас, лишая вас вдруг сердечного покоя и утешения, столь для вас вожделенных, вас перестает все занимать, все делается как бы несуществующим; — вы чувствуете себя под бременем тяжкой скорби и тоски убийственной. Что это значит? Какие злобные, завистливые силы устремляются на нас тогда, когда мы только заживем в удовольствие себе? Отчего душа наша скорбит и крушится тогда именно, когда, по нашему мнению, ей надо было бы веселиться? Послушайте меня, ученика Христова: — вы думали жить на земле в покое и удовольствии, тогда как земной путь должен быть прискорбным и тесным; вы думали найти свое спокойствие и удовольствие в тленных вещах, а не во Христе, Который един для наших душ есть покой и блаженство вечное, — и вот Господь, не хотящий, чтобы мы жили здесь в покое и прохладе и чрез то забыли единого на потребу — спасения души своей и своего небесного отечества, но желающий, чтобы в Нем одном искали покоя и блаженства, — попускает вашему и Божью врагу — диаволу искушать вас, поражать вашу душу скорбью и тоскою, тогда как вся внешняя ваша обстановка призывает вас к наслаждению, утешению и покою. Вы познаете опытом, что всякое земное услаждение — суета и крушение духа и что без Бога, при всех удобствах к внешней счастливой жизни, мы — бедные и жалкие люди; что Христос в сердце — вот наше богатство, наше прекрасное светлое жилище, наше убранство, вот наш покой и наше утешение. Итак, перенесите вашу скорбь в терпении и выучите сердцем тверже тот урок, который преподает вам Господь чрез вашу скорбь. Не малодушествуйте и не отчаивайтесь в милости Божией:
1729. Верь сердечно, что к чему ни прикоснется Дух Божий животворящий, с Отцом и Сыном споклоняемый и сславимый, Он все может оживить и одухотворить (одушевить землю, пшеницу, хлеб, древо, камень). Так он творит из хлеба и вина самое Пречистое Тело и самую Пречистую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, выну во Отце и Духе сущего. Как Дух есть прост, несложен, всесовершен, то Он, как мысль, единым мгновением, и быстрее того, вселяется в человека или во что ему благоугодно, и нет столь малой вещи или атома, который был бы слишком мал для Него: для Него и бесконечно великое и бесконечно малое в творении — равно ничтожно.
1730. Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что Господь совершенно бросил и покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы искушения веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять
1731. В великие праздники враг и завистник наш диавол оскорбляет, опечаливает и повергает нас в крайнее уныние или болезнями телесными, удручающими и подавляющими дух, или своими духовными разжженными стрелами, или крайним бесчувствием и холодностью. В скором времени сделается явным, что враг в тебе коварствовал, а не то, чтобы причиною твоей скорби и болезни было мрачное естественное расположение духа.
1732. Чем более умножается внешнее состояние благочестивых, тем более свирепеет против них сатана и вооружается на них искушениями (кознями), как на Иова. Потому, боголюбцы, когда умножается благосостояние дома вашего, ожидайте сильных нападений от сатаны: то на того, то на другого он будет бросаться в семействе и мучить его.
1733. Не давай на молитве побеждать себя плоти и действующему чрез нее врагу; —
1734. Когда ощущаешь сердцем, что Господь
1735. Не садись за стол с возмущенным какою-либо страстью духом, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питье, в болезнь, а не в здравие: ибо враг чрез все коварствует и ищет повредить человеку. Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будут тебе во благо и во здравие: потому что благословение Божие почиет и на пище и на тебе самом!
1736.
1737. Из-за бессилия в вере сердца твоего не обессиливай всесильной силы Креста Господня, тем более животворящих Таин Тела и Крови Господа Иисуса Христа: они всегда одна и та же животворящая сила, ибо они — Сам Христос, вечная Сила, все сотворившая, все содержащая и все оживотворяющая; равно и Крест всегда силен силою Распятого на нем, всегда животворящ ради Живота, Который был повешен на нем.
1738. Да будет для тебя плотская сладость как горечь, потеря как приобретение, дорогое как дешевое, здоровое и питательное как нездоровое и непитательное, потому что оно удобно может быть нездорово и вредно для души. Единственная твоя сладость да будет Христос, единственная надежда — Он, создавший
1739. О, если бы всем нам благополучно высадиться на берег небесного отечества!
1740.
1741. Нельзя не дивиться простосердечию, беспристрастию к земным благам галилейских рыбарей и безусловной покорности их гласу Господа. Несколько слов Спасителя — и они оставляют мрежи свои, единственное богатство, свое лучшее сокровище, и идут за Ним не рассуждая, — куда или для чего. Какое простосердечие! какая непривязанность к земным благам! какое детское послушание! какой легкий доступ слова Божественного Мессии к простым сердцам! Сказано — сделано! Таковы и многие из простых людей, живущих в трудах и в низкой доле; но не таковы богачи: что мы видим на одном из них, которому Господь предложил продать имение и идти вслед за Ним? Пошел не за Ним, а вслед богатства своего…
1742. Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу.
1743. Не возмущайся от злобы других, но торжествуй всегда над нею величием своего духа; пусть она склоняется и падает пред тобою в прах, а не ты перед нею, как и должно. — Зло есть само в себе падение, а посмеваемая добродетель, хотя она и в посмеянии, стоит всегда на высоте своей, — только сама бы не пала, побежденная злом.
1744. Когда мы обонянием ощущаем что-либо неприятное и нездоровое в воздухе, то стараемся выйти из этой нездоровой среды или как-нибудь уничтожаем эти вошедшие в чистый воздух зловредные начала: так точно, когда ты ощущаешь в сердце своем что-либо смущающее или стесняющее его, то старайся тотчас удалить это зловредное начало, смущающее нашу душу, напр., страсти, зная, что оно из бездны адской. Телесная и духовная жизнь имеют между собою много сходного, — и мудрый христианин имеет духовное чувство столь же изощренное, как плотский человек — телесные чувства. Да и смешно телесные чувства всячески изощрять, а духовные чувства оставлять в пренебрежении. Духовное чувство или чувствилище находится в сердце. Надо всячески его изощрять и очищать, чтобы оно отвращалось от малейшего зловония грехов и страстей, мгновенно удаляя их от себя.
1745. Не бойся толков и насмешек о себе людских. Это диавольская боязнь, а помышляй, что речет о тебе Господь Бог, что рекут о тебе Ангелы и святые.
1746. При столкновении и обращении с людьми содержи в сердце слово «люби» и, внимая ему, беседуй со всеми с любовью и благорасположением сердца. Не выпускай никогда из сердца этого слова при столкновении с ближним: оно сильно способствует утверждению сердца в любви. Разумеется, эту любовь надо носить в сердце не отдельно, не само по себе, но вместе с сердечною верою в Господа Иисуса Христа.
1747. Ты, грешник, ниспавший в глубину зол, когда представишь множество грехов своих и впадешь в отчаяние и ожесточение, вспомни, что Отец Небесный послал в мир для твоего спасения от грехов и от вечного осуждения за них единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Притеки с верою к этому Ходатаю Бога и человеков, умоляя Его из глубины души омыть всеочищающею кровью, за нас пролитою на кресте, и твои беззакония, — притеки усердно к покаянию, глаголя пред иереем Его, как пред Ним Самим, беззакония твоя, да оправдишися, — приступи и к Святой Чаше, если служитель таинства найдет тебя готовым и грехи твои очистятся: и, как река, будет мир твой, и будешь ты Отца Небесного сыном, который
1748. Не раздражайся против того, кто имеет на тебя злобу и язвит тебя часто разными придирками, но сострадай к нему, люби его, говоря: ведь это не он или не она на меня злобится, а диавол чрез них свирепеет на меня, а они бедные — в прельщении; пройдет прельщение вражье, и они будут опять добры. Все мы часто бываем достойными жалости орудиями бесплотного врага. Жалеть надо человечество, сильно преследуемое врагом.
1749. Иногда бывает на душе такое окамененное нечувствие, что грехов своих не видишь и не чувствуешь; ни смерти, ни Судии, ни Суда страшного не боишься, все духовное бывает, как говорится, трын-трава. О лукавая, о гордая, о злобная плоть! Недаром и святые жалуются:
1750.
1751. Нетерпеливого человека все раздражает, сердит; когда дымок от свечи навевает на него, он и этим раздражается, потому что он очень себялюбив и заботится много о благосостоянии плотского человека, которого не мешало бы ему почаще распинать различными образами. Коптится душа иногда грехами да страстями, того видя не видит, зная не знает, чувствуя как бы не чувствует; а как коптится лицо, то сейчас приметит, и возьмется, Бог знает откуда, чувствительность, жаление себя, хотя вовсе не из-за чего бы беспокоиться, ибо дым не бьет, не уязвляет, не досаждает, а так, как ветерок легкий, навевает на лицо.
1752. Если хотите быть долголетними на земле, не торопитесь жить плотским образом, пресыщаться, упиваться, курить, блудодействовать, роскошествовать, нежиться: в плотском образе жизни заключается смерть, потому плоть наша и называется в Священном Писании мертвенным или
1753. Ревнующие о благочестии, брат и сестра! Тебе придется слышать, и может быть нередко более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек; ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие и не будут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя, — не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличить до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты не свободен как человек, но припомни слова Спасителя:
1754. Иногда люди младшие тебя или равные, или старшие, дают тебе намеком наставления, которых ты не терпишь, досадуя на своих учителей. Надо терпеть и с любовью выслушивать все полезное от кого бы то ни было. Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а другим они виднее: они и замечают нам. Помни,
1755. Так как Бог есть Дух всеправедный, то законы и повеления Его суть то же, что Он Сам: в них выражается правда Его. Потому-то и говорит Господь:
1756. О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения.
1757. Святых призывай с верою непостыдною и любовью нелицемерною, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые сами угодили Богу верою и любовью и от тебя того же хотят. С верою и любовью соедини еще подобающее к ним благоговение.
1758. Самолюбивый человек жалеет себя для блага других. И гортани ему жалко для научения других, если он учитель или священник; и всего сердца ему жалко, потому что он, так сказать, от полсердца служит ближним, а часто и вовсе без сердца; и сил физических жалко, он боязлив как заяц, и боится, как бы не заболеть от трудов, и — покоится.
1759. Вера в Господа как Сущего есть для души источник жизни. Как представить Сущего? — Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь и есть.
1760. Чтобы просить царя или какого-либо знатного человека, или кого бы то ни было, надо дойти до него, увидеть его и стать лицом к лицу. — Но здесь часто бывает расстояние лиц, расстояние места: много иногда лиц надо пройти, много расстояния. Чтобы дойти до Царя Небесного, или Царицы Богородицы, или Ангелов, или святых, надо пройти мимо и устранить скопище неверия, надо упраздниться душою от страстей, взять в спутники живую веру, усердие и любовь: и тогда мы дошли до них и смело можем просить Господа, или Пречистую Матерь Божию, или Ангелов, или святых.
1761. Не бывает никакое умственное произведение без предварительно составленного плана, по подобию Господа Всетворца, измыслившего прежде мир, план его и потом создавшего вселенную чрез Сына Своего и совершившего оную Духом Святым. — Писать сочинение без плана самонадеянно. —
1762. Молись Господу об упокоении усопших праотцев, отцев и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да смиряется ежедневно дух твой мыслью о скоропреходящем житии твоем.
1763. Призывай также ежедневно в молитве святых прославленных, да просвещают они молитвами своими пути твои, да ходатайствуют тебе прощение грехов твоих и да памятуешь, что есть по смерти вечное прославление и блаженство за дела добрые и вечное осуждение за дела злые.
1764. Во время молитвы иногда чувствуешь какое-то отреяние от Бога и отчаяние, не надо увлекаться этим чувством: оно от диавола, а надобно говорить в сердце: не отчаяваюсь в своем спасении, окаянный,
1765. Когда во время устной молитвы диавол будет подтачивать слова дождем тончайших мыслей, говори: владычество Спасителя во всяком слове и звуке.
1766.
1767. Когда во время чтения канонов и акафистов Спасителю и Божией Матери и канона Ангелу хранителю и при чтении молитв диавол будет шептать в сердце: неправда — неправда, натяжка — натяжка, и будет похищать от сердца силу (истину) слов молитвенных, тогда будь
1768. Каждый священник есть апостол в своем селе или приходе (или в церкви городской) и должен ходить по домам, благовествуя Царствие Божие, невежд наставляя, нерадивых, беспечных, в страстях и похотях живущих возбуждая к христианскому житию, благочестивых и трезвенных ободряя и поощряя будущими наградами, немиролюбивых подкрепляя и утешая. Крестные ходы по праздникам должны иметь особенно эту цель. Мы обыкновенно, ходя со крестом, пьем и едим. Это не дело. Надо благовествовать в руках со крестом — о том, что
1769. Что значит тяжкий сон лености и окамененное нечувствие сердца во время молитвы или при составлении проповеди, при преподавании Закона Божия? Значит оставление нас благодатью Божией, по премудрым и благим намерениям Божиим, для укрепления нашего сердца к свободным собственным духовным деланиям. Иногда благодать носит нас как детей или водит и поддерживает нас как бы за руку, тогда полдела нам делать дела добродетели, — а иногда оставляет нас одних нашей немощи, чтобы мы не ленились, а трудились и духом заслуживали дарование благодати: вот в это-то время мы должны, как свободные существа, добровольно показать свое исправление и свое усердие к Богу. Роптать на Бога, на лишение нас благодати, было бы безумие: ибо Господь когда хочет, тогда и берет благодать Свою от нас, падших и недостойных. Надо в это время научиться терпению и благословлять Господа:
1770. При лености и окаменелости сердца иногда люди от малодушия и нетерпения фамильярничают с Богом на молитве и позволяют себе разные странности в голосе и движении, означающие нетерпение, недовольство, ропот и даже дерзость на Бога. Всячески остерегаться от этого и одолевать свою леность. Надо побеждать врага и свои страсти.
1771. Если ты хочешь быть смиренным, считай себя достойным всякой злобы и ненависти других и всякого злословия и не раздражайся и не питай злобы на тех, которые злобятся на тебя и злословят, или ложно порицают тебя. — Говори:
1772. Когда просишь Господа просветить ум твой и согреть сердце твое для того, чтобы сочинить проповедь или письмо родителям, родственникам, знакомым, — и Господь по-видимому не слышит, и остаешься ты во мраке и хладе, не малодушествуй, не унывай, не негодуй, не ропщи на невнимание к тебе Господа: Господь испытывает твое терпение, твою веру и упование, твою преданность Ему, Вседержителю. Помни, что Ему легко во мгновение озарить тебя и ты в несколько минут можешь написать прекрасную проповедь или письмо, согретое теплым чувством, исполненное света и возвышенных мыслей.
1773.
1774. Плотская нега, окамененное нечувствие ко всему духовному, священному есть теснота вражия, хотя плотский человек не считает ее теснотою, потому что благоволит о ней; но хотящие жить духовно считают ее теснотою, потому что не допускает она Бога до сердца нашего, не дает излиться в сердце благодати Божией, оживляющей и просвещающей нашу душу, делает душу нашу неплодною делами веры, надежды и любви. Делаешься какой-то плотяный, духа не имущий. О, как многоразличны гонения! Как поскорбишь от сердца об этом окамененном нечувствии, как проплачешь пред Господом: оно и пройдет; и сердце согреется и размягчится, и сделается способным к духовным созерцаниям и святым чувствам.
1775. Когда громогласно или про себя молишься о других, напр., о домашних своих или о чужих, хотя они и не просили тебя, — молись о них с такою же теплотою и усердием, как молишься о себе. Помни заповедь закона:
1776. Любовь не терпит самооправдания, не превозносится, не гордится.
1777. Когда мы в первый раз или нечасто читаем какие-либо молитвы, тогда, по новости их, мы охотно, с великим чувством читаем их, но потом чем чаще их повторяем, тем менее чувствуем к ним охоты; они перестают занимать нас, и мы с трудом преодолеваем себя, чтобы читать их с прежним чувством. Против этого, относительно молитв, надо вот что. Нужно представлять, что мы в первый раз читаем прекрасные молитвы, к коим мы привыкли и которые так сильно занимали нас в первое время, как мы стали их читать; вдумываться сердцем в каждое слово и дорожить каждым словом. Это явление в нашей душе есть следствие первородного греха — следствие первоначальной неустойчивости нашей в истине. И доселе мы не можем непоколебимо установиться в истине: лишь встанем, а затем скоро и поколеблемся в ней. Так часто бывает относительно молитвы, так бывает и относительно веры, дружбы с людьми, любви к Богу и ближнему, вообще добродетели: везде мы оказываемся неустойчивыми в истине.
1778. Еще бывает во время молитвы, что сердце наше богопротивно стыдится пред людьми слов молитвы или Самого Господа Бога, вяло, не от сердца произнося слова молитвы. Надо попрать этот богопротивный, человекоугодливый, диавольский стыд и страх и произносить молитвы от души и громогласно, в простоте сердца, представляя пред собою единого Бога и всех считая как бы несуществующими.
1779. Если ты что-либо из видимого за великое ставишь кроме Господа Бога и Его, единого сущего, единого великого, пренебрегаешь, то ты окаяннейший гордец. Вменяй все в ничто в сравнении с Господом и к Нему единому прилепляйся.
1780. Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, — но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы поставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.
1781. Утех, которые молятся не усердно, не от всего сердца, мало-помалу притупляется слух сердца и смышления его; они
1782. Не смеешься ли ты над недостатками ближнего, не презираешь ли его или не питаешь ли к нему ненависти из-за них?
1783. Переживай сердцем слова молитвы Спасовой ко Отцу:
1784. Как во всякой малейшей части Тела и Крови Христовой — весь Христос, так во всякой мысли, во всяком слове благом — весь Христос.
1785. Если ты подлинно хочешь быть смиренным, то жаждай всяких обид и притеснений себе, как голодный алчет пищи: ибо по правде Божией ты этого достоин.
1786. Если ты хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, попранием всех: ибо ты ежедневно, ежечасно попираешь закон Господа и, значит, Самого Господа.
1787. Когда сердце твое поражено врагом, гнездящимся в тебе и производящим в тебе смущение, тесноту и упадок духа, не говори тогда проповеди, чтобы она вместо пользы не принесла соблазна, вместо питания духовного не сделала духовного головокружения и тошноты; не делай и выговоров в это время: они раздражат только, а не исправят. Вообще когда враг гнездится в душе, тогда надо более молчать, ибо тогда мы недостойны слова, которое есть дар Слова Ипостасного. Прогони врага, водвори мир в сердце и тогда говори.
1788. Единый простой Дух в трех ипостасях, единая в трех Лицах Премудрость все от небытия в бытие привела. Единая триипостасная Мудрость — Бог.
1789. Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв.
1790. Сильные морозы и внезапная сильная оттепель показывают наглядно в малом виде, что Господь все сложил, всю вселенную, и Он же может разложить все, когда ему угодно. То же показывает покрытие морей, озер, рек льдом и вскрытие их, то же — расцветание и произращение земных растений весною и летом и разложение осенью; то же — рождение и смерть человека. Господь нас сложил. Он же и разлагает.
1791. Молитва священника за людей имеет великую силу у Бога, если только священник от всего сердца, с верою и любовью воссылает оную ко Господу. Дай Бог, чтобы было больше священников, молящихся Богу горящим духом: ибо кто помолится об овцах словесных Господу с такою силою, если не помолится священник, получивший на то благодать и власть от Самого Бога?
1792. Когда слезно с любовью помолишься об овцах Господних и помыслы станут хвалить себя тебе, то скажи им: не я это молился о людях Божиих,
1793. За истину Таин Христовых ручается Сам Христос. Истина — сотворенные Им и стоящие в бытии миры видимые и невидимые, очищение грехов, мир и радость сердца по причащении.
1794.
1795. Изнеживают, расслабляют и смущают душу образы житейской суеты, на которые мы с полным удовольствием и сочувствием сердца смотрели; лишают чистоты сердца и дерзновения пред Богом; потому благо не ходить в театры, не посещать светских, веселых, пышных собраний, не видеть кружащихся в вихре танца, не смотреть на мирские зрелища, представляющие многоразличную суету мира сего. Благо же непрестанно прилепляться сердцем к единому Богу; а в мире столько приманок, что не насытится око зрети.
1796.
1797. Сердце наше ежедневно умирает духовною смертью. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его. Если не молиться ежедневно с теплотою духовною, то легко скоро умереть духовно.
1798. При молитве разум кичит над словами молитвы и они не вмещаются в нем по причине его плотяности и лживости; но слова молитвы — дух и истина,
1799. Нечувствие сердцем истины слов на молитве происходит от сердечного неверия и нечувствия своей греховности, а это в свою очередь проистекает от тайного чувства гордости. По мере чувств своих на молитве человек узнает, горд он или смирен; чем чувствительнее, пламеннее молитва, тем он смиреннее; чем бесчувственнее, тем гордее.
1800.